Женский бизнес в Беларуси. Презентация результатов исследования IFC и BEROC.

03.12.2019

Одной из 17 Целей устойчивого развития на период до 2030 года, зафиксированной в «Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства на 2017–2020 гг.» названо обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин. В документе подчеркивается, что «прогресс государств по достижению всеобщего процветания и благополучия для всех напрямую будет зависеть от их целенаправленных усилий по дальнейшему продвижению фактического равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества». Программа поддержки Беларуси в основу своей деятельности по всем направлениям ставит принцип «Никого не оставить в стороне» — в этой связи тема гендерного равенства напрямую связана с активностями программы, а подобные исследования помогают нам очертить круг существующих проблем и сосредотачивать усилия по их решению.

21 ноября 2019 г. при участии Центра поддержки женского предпринимательства ProWomenBy, Международной финансовой корпорации (IFC) и Центра экономических исследований BEROC состоялась презентация результатов исследования женского бизнеса в Беларуси. Эксперты представили результаты исследования сектора микро-, малых и средних предприятия (ММСП), которые играют важную роль в экономическом и социальном развитии как отдельно взятой страны, так и глобальной экономики в целом. Были выделены 110 респондентов, которые положительно ответили на вопросы, есть ли в их бизнесе женщины, занимают ли они руководящие должности и принимают ли женщины большинство управленческих решений на предприятии.

По результатам исследования 28% предприятий-респондентов представляют собой микро-организации (до 13 человек), малые (от 16 до 100 человек) и средние предприятия (до 250 человек) – по 19%, при этом 90% всех бизнесов ориентировано на внутренний или региональный рынок. В отраслевом разрезе на первом месте предприятия в области образования, здоровья и личных услуг, на втором бизнес — услуги, информация, недвижимость, туризм, и на третьем — промышленность. По мнению исследователей, женщины выбирают ту сферу, где им удобнее работать и этот выбор очень рационален.

 

Кроме экономических показателей женского бизнеса в Беларуси, современные исследования предлагают учитывать и неэкономические факторы, такие как ценности, желания, стремления женщин, которые зачастую являются мотивирующими факторами при для принятия решения, начинать ли свой бизнес и определяют дальнейшую стратегию развития предприятия.

Одним из вопросов к респондентам был о том, что побуждает их заниматься бизнесом, на первом месте был ответ «стремление приобрести финансовую независимость», на втором месте желание воплотить бизнес-идею, последнюю позицию мотивирующих факторов разделили стремление совмещать работу, семью, хобби и желание обрести самостоятельность в принятии решений.

Отдельный опрос был посвящен изучению барьеров для начала своего бизнеса (опрашивали 2000 человек, не предпринимателей), лидирует ответ о недостатке средств для начала бизнеса, на втором – неверие женщин в свои способности, уверенности в том, что она может сама вести и заниматься собственным бизнесом.

По мнению участников, очень часто, особенно в регионах, женский бизнес – это вынужденный бизнес, когда, например, закрывается градообразующее предприятие и женщины остаются без работы, также до сих пор актуален разрыв в уровне доходов в городах и регионах. Интересно, что бизнес, мотивированный в первую очередь желанием реализовать себя и воплотить бизнес-идею, чаще чем бизнес вынужденный ориентирован на внешний рынок и динамичнее развивается.

Говоря о проблемах, с которыми женщины столкнулись в начале ведения бизнеса, эксперты BEROC разделили проблемы на внешние и внутренние, а также изучили вопрос, куда обращались предприниматели (и мужчины, и женщины, всего более 200 респондентов), в поиске решения своих проблем. К основным внешним барьерам на старте бизнеса и мужчины, и женщины относили государственное регулирование и административные барьеры. Что отличалось, так это третий барьер: в то время как мужчины говорят о налоговой системе, у женщин это доступ к финансированию. Если говорить о внутренних барьерах, с которыми сталкиваются собственники компаний, первый – это кадровый барьер, далее для мужских бизнесов – маркетинг и проблемы партнерства и сотрудничества, для женщин – управленческие моменты, внутренняя неуверенность в себе, правильности решений, и также вопрос партнерства. Что касается источников финансирования, здесь есть четкий разрыв в показателях исследования: мужчины в большинстве своем вкладывают собственные заработанные средства, в то время как женщины формируют свой стартовый капитал за счет собственных доходных средств, а также средств партнера. Большая часть респондентов в независимости от пола ответили, что в своей работе не привлекают внешнее финансирование, к кредитам обращались лишь 30% женских бизнесов и 47% мужских.

Участники встречи в своих комментариях связывают эту проблему с высокими требованиями банков к предприятиям, в частности их высокой рентабельностью и объемами, выходом на международный рынок. В то время как женский бизнес, возможно не обладая высокой рентабельностью и высокой динамикой роста, на практике более «осторожный» и доказывает свою дисциплинированность, стабильность и надежность, предприятия, которыми руководят женщины, реже разоряются. Также участники встречи отметили, что необходимо развивать институт менторства для женского бизнеса, с тем чтобы преодолеть барьер неуверенности, необходимо создать систему поддержки, возможности получения обучения и консультаций в разных сферах для , особенно это важно в регионах. Для этого нужны в том числе и государственные программы для поддержки женского бизнеса.

Эксперты в ходе исследования тоже интересовались, обращались ли респонденты к услугам коучей, среди мужчин это было 25%, женщин — 33%, для большинства женщин (60%) этот опыт был полезен. Последний вопрос был связан с участием в тренингах и сферами обучения, женщины, положительно ответившие, получили обучение в сфере маркетинга (24%), управления персоналом (23%) и организация производства (12%), что в какой-то степени связано с уже названными внутренними барьерами.

 

Автор: Наталья Гирис

Поделиться:
×
Заполните это поле